Суп на буковых дровах или 7а afterwork

Кто ищет, тот найдёт

Всякий раз, побывав на скалах, я понимаю, что времени, проведённого там, мне не достаточно. Вспоминая слова одного знакомого, о том, что он лазает 2 месяца в году (при том, что это не основное его занятие), я мог только завидовать, по доброму, конечно.

А поскольку в этот раз отпуск мой составлял три недели (накопился не отгуленный), я решил две из них отвести на скалолазание, и одну — на море. Планировать начал с конца. Третья неделя — Сочи, отдых на матрасе. Вторая неделя — Гуамка, куда уже собралась группа людей (выезд на скалы с тренером). На первую же пока планов не было. Я кинул клич. Всего (вместе со мной) набралось четыре человека желающих: Николай (это я), Ваня, Дима, Андрей. Изначально мы собирались провести эту неделю в Гуамке, разлазаться, там и дождаться приезда группы. Но от организатора выезда в Гуамку, Маши Сдобниковой, поступило предложение — а не хотите ли на Индюк? Прежде, признаться, я и не слышал про это место.

Подготовка

Золотое правило сбора вещей звучит так: «Если вещь может понадобиться в походе, то она не понадобится. Возьми только то что нужно, и выложи половину». Мы ему не следовали.

Несмотря на то, что я составил список снаряжения, и вроде даже как распределил что брать, а потом разослал участникам. Видимо, никто из нас не прочитал его. Оказалось, один из нас вообще ничего не получил. Итог: у нас было четыре палатки (многоместных) на четверых человек, пенных ковриков — больше, чем людей, оттяжек с большим запасом. Слава богу, верёвок мы взяли только две.

Где-то в недрах рюкзаков у людей ещё присутствовали: зонт, термос, тяжёлый бинокль. Уже добравшись на скалы, мы объявили конкурс на самую бесполезную вещь. Победителем вышла толстенная (порядка 800 — 1000 страниц) книга по стратегическому менеджменту, которую случайно взял Андрей, не проверив содержимое рюкзака. Каждый день мы пытались кинуть её в костёр, но Андрей терпеливо её читал.

Происходящее мы осознали только в аэропорту, но исправлять что-либо было поздно. Радовало то, что в Краснодаре нас ждал минивен «Хёндай», в который мы погрузились, и поехали первым делом в спортивный магазин (Альпиндустрия) за газом — провозить его в самолёте нельзя, да и смысла нет. Взяли газ, гайдбук. К нам в помощь, в качестве проводников, присоединились ребята (Алексей Зубенко со своими друзьями). Они ехали только на выходные, и большое им спасибо за то, что они показали дорогу, стоянку, основные секторы, и рассказали многое другое.

И снова погрузившись в машины, мы поехали, на этот раз в продуктовый магазин, за провиантом на 7 дней.

В составлении раскладки мы также были не слишком опытны, посему взяли у друзей рекомендации. Нам предложили раскладку, изначально предназначенную для Карелии. Первым делом стало ясно, что указанные продукты мы не унесём, так как в списке были такие пункты как: печенье — 2 кг, халва — 1 кг, сникерсы, марсы, батончики — 20 шт, сахар кусковой — 2 кг, соль — пачка, сгущёнка — 5 банок, сухофрукты — 2 кг разных, колбаса сухая — 5 палок... и многое, многое другое.

Из еды мы взяли гораздо меньше, и оказались правы — её было ровно столько, сколько нужно. Ошибки со снаряжением мы не повторили, но вещей было предостаточно. Стоит ли говорить, что на место стоянки мы шли два часа.

Знакомство с Индюком, или как забуриться в лес

По дороге на Индюк в сухую погоду (а до нашего приезда она была отличная) все машины меняют свой цвет на белый — часть дороги усыпана белыми крошащимися камнями, от которых поднимается туча пыли. Видимость — метров 10–15. В остальном — асфальт.

Мы приехали к железнодорожному мосту, через который и лежал наш путь. Оставили пакеты с продуктами и снаряжение на обочине, и попрощались с шофёром. Пришлось распихивать продукты по рюкзакам. Занятые вещами руки — недозволительная роскошь. Также пришлось утрамбовать несколько баклажек с водой, на первое время.

Неизгладимое впечатление произвела узка бетонная лестница, ведущая на железнодорожный мост. Довольно длинная, и крутая. Её можно было назвать «первым испытанием». На неё не так тяжело подниматься, сколь опасно с неё упасть.

И вот, уже пройдя через ж/д мост, мы увидели на каком-то техническом сооружении надпись "Индюк", и стрелочку влево, показывающую, что нужно идти в лес. Далее тропа идёт преимущественно в гору. На деревьях нанесены обозначающие её метки. Шли долго, с остановками на отдых. Где-то на полпути, мы заметили сооружённые велосипедистами трамплины. Видимо у них эта тропа пользуется популярностью.

Когда меня спросили, что мне вспоминается об этой поездке в первую очередь, я ответил, что это то удивительное место, где я каждое утро чистил зубы. Что вы видите из окна, просыпаясь у себя дома? Мы же каждое утро просыпались в буковом лесу. Огромные, толстые, внушающие уважение деревья, солнце, пробивающееся через их крону, ручей, валуны, поросшие мягчайшим мхом пяти сантиметровой длины. Необычайно чистый воздух.

Остановились мы на Родниковой Поляне. Места для стоянки — хорошие, однако всё равно присутствует небольшой наклон. В результате чего к утру легко сползти ко входу в палатку. Надо сказать, на Индюке есть множество стоянок прямо под маршрутами, но от них придётся идти за водой. Преимущество Родниковой Поляны видно из её названия — здесь есть родники, потому поляну особенно любят туристы. Но до скал приходится идти.

Подход к скалам с Родниковой поляны недолгий — 15–20 минут. Утомительным его назвать нельзя, но первый же подъём можно смело назвать бодрым — нужна чуть ли не атлетическая подготовка. Даже после недели ходьбы (читайте — недели адаптации) у всех была небольшая отдышка. Вы идёте по очень крутому склону, по сыплющемся камням, песку, листве, местами хватаясь руками за корни. Тяжелее, чем в Гуамке. Но если вы выдержали это испытание — то впереди вас ждёт небольшая совершенно ровная площадка для отдыха, от которой до скал — рукой подать. Здесь поворачиваем направо. Далее последует совсем короткий подъём и вы будете идти больше по горизонтали, то чуть—чуть поднимаясь, то опускаясь.

Самый быстрый способ спуститься обратно к лагерю — это на пятой точке. Как в Гуамке, по словам Сергея Ременюка «открываются порталы», так и здесь — за секунду можно очутиться в другом месте. Чтобы не быть голословным, скажу, что подобный способ спуска мы видели воочию. Какие-то ребята, с которыми мы сталкивались под скалами, после дождя съезжали по несколько метров кряду, а между этими отрезками бобслея перемещались бегом.

Скалы

Первое знакомство со скалами Индюка было, скорее, экскурсионное. Мы просто прогулялись вдоль основных камней — «Подковы», «Сыра», «Нашлёпки». Рельеф очень интересный и разнообразный. Встречаются как и большие зацепы, так и почти гладкие скалы. Некоторые очевидные на первый взгляд места оказывались непробитыми. И вскоре стало ясно почему — порода довольно сыпучая. На трассе «Армейская тушёнка», до которой мы добрались уже почти к концу нашего пребывания, на самом верху, я захотел пролезть несколько правее намеченного маршрута, и накрошил массу мелких камней на голову страхующему, и песка себе в рот.

Поначалу лазали простые трассы, не выше 6b, знакомились с зацепками, приспосабливались к характеру лазанья. Очень необычным оказался камень «Сыр». Трассы на нём, правда, очень простые, но выглядит он странно. Он весь будто слеплен из застывшего дрожжевого теста. Огромные дырки, в которые можно залезть едва ли не целиком. Как он образовался — для меня загадка, потому что он настолько выделяется из остального рельефа, будто привезёт из другого места.

Итак, на Индюке вы найдёте разные типы трасс. Довольно много положительных, встречаются и нависающие. Кстати, веревку нужно брать довольно жёсткую, и я объясню почему. На трассах очень много движений вбок, переходов через полки, и вместе с тем, нависаний, а иногда маршрут состоит словно из отдельных валунов, положенных один на другой, которые облезаются то справа, то слева. В результате создаётся очень много перегибов, и как следствие — большое трение. Более мягкая верёвка здесь износится значительно быстрее. Мы узнали об этом по факту.

Выбирать же верёвку во время вщёлкивания очень тяжело. Складывается ощущение, что на другом конце висит человек, которого вы тащите за собой. Иногда даже приходилось вытягивать её, в буквальном смысле, ногами — нужно присесть, схватить её пониже прямой рукой, и толкать себя обеими ногами вверх.

Также запомнились отдельно стоящие камни, которые хорошо видны со стороны сектора «Подкова». Они чем-то напомнили нам истуканов, стоящих на острове Пасхи.

Фауна

Млекопитающие

Нам сказали, что на Индюке водятся еноты, а также способ, каким можно сводить их с ума. Если вы увидели этого зверька, бросьте ему кусок сахара. Он возьмёт его, и начнёт мыть в ручье, сахар растворится, енот будет в недоумении. Бросьте следующий кусок. Только ради этого туда стоит нести 2 этого продукта. И каждый день, ночью, сидя у костра, при любом шорохе в кустах мы ждали появления этих самых енотов. Обошлось — ни пострадавших скалолазов, ни енотов не было. Однако Андрей периодически мы хватался за горящую головешку, и бежал выяснять причину шороха в кустах. Выяснили — это были ежи. В ночное время они ковырялись в оставленных за пологом котелках, с всех сторон натыкались на палатки и будили нас.

Птицы

Местные птицы воспринимают вентиляционное отверстие в пологе как естественное гнездо. В моей палатке птица почти проклевала сетку, в другую палатку — залетела-таки. Отнеслись философски — мол, мы стали ещё ближе к природе. Однако выгнали, из соображений гигиены.

Прочая живность

Хотя сахара было не так много, чтобы его переводить на енотов, он, оставленный под пологом палатки, сыграл свою роль. На третий, или четвёртый день в одной из верёвок муравьи сделали муравейник. Они успели отложить туда целую пригоршню яиц. Теперь мне на личном стало опыте известно, как организовать другу в лесу сюрприз. Конечно мы их оттуда вытряхнули, далеко в стороне от палатки, но первое, что они сделали — это понесли свои яйца обратно. Вытряхнули муравьёв из сахара, упаковали его надёжнее. Помогло.

Быт

Готовили всё время на костре. И в первое время мы даже ходили за хворостом. После чего вопрос с топливом был решён раз и навсегда. Поваленный бук, или граб здесь в изобилии. Но его даже необязательно пилить. Оставшиеся пни составляют в высоту несколько метров, от них довольно легко отделяется кора, которая даёт большой жар, хорошо горит.

Эти огромные куски коры Андрей прозвал «евро дровами». Газовые баллоны оставили про запас. Воспользовались ими только один раз — в день отъезда, поскольку утром разводить костёр было бы довольно долго.

Пару раз в походных условия готовили суп, который Ваня прокомментировал так:

— Суп на буковых дровах? Какая банальность! Каждый день ем.

С водой, было, возникли небольшие проблемы. Вместе с нами на Индюке было довольно много людей. Они останавливались на других стоянках — туристы, альпинисты, скалолазы и так далее. И вот в один из дней, целая армия детей, со взрослыми, разумеется, по всей видимости, из какого-то детского лагеря, заполонила стоянку ниже. Пользовались они тем же ручьём, что и мы, и в результате нашествия, ручей, из которого мы брали воду, оказался запружен. Исправить это не удалось. Он практически перестал течь и теперь воду из него можно было набирать только погружая пластиковую бутылку в ямки на дне ручья, следя за тем, чтобы туда не попали головастики. Невзирая на дожди, полноводнее ручей не стал, и если в первые дни мы его ещё перешагивали, идя по тропинке, то теперь там (на тропинке) его просто не было. Не сезон.

И снова скалы

Потихоньку адаптируясь к скалам, мы стали регулярно лазить 6б, затем добрались и до 6с. Первую 6с выезда я залез её не с первой попытки, но всё же залез. У Вани это была в принципе первая 6с на скалах, он её также залез afterwork, с чем его мы и поздравляем.

В среднем получалось по 4—5 трасс в день, не больше. Развеска и сбор снаряжения отнимает время. Но этого хватало более чем. В конце концов стало понятно, что ещё один день лазанья подряд — это слишком. Пальцы гудят, кружка с чаем кажется намного горячее, чем она есть. Нам определённо был нужен перерыв.

День отдыха

Так получилось, что вершину Индюшки мы посетили раньше, чем вершину Индюка.

Мы решили осмотреть местность и полюбоваться красотами. Погода позволяла. Был довольно ветреный, но солнечный день. Поднявшись по тропе к Индюку в этот раз мы повернули налево. Тропинка забирается всё выше и выше. Местами приходится залезать на огромные валуны. На каждом новом участке мы оглядывались назад. Вначале была видна Корона — основная вершина Индюка. Постепенно открывались её соседки. В конце концов, мы вышли на то место, откуда у нас получилось сделать фотографии, как они показаны на развороте в гайдбуке.

После Индюк скрывается из виду, тропинка больше идёт вниз, и превращается в совершенно ровную. Идти очень легко и приятно. Полдник, который мы обычно устраивали под скалами, в этот день нам заменила ежевика. Целые ежевичные поляны из маленьких кустиков не выше колена раскиданы прямо вдоль дороги. Мы потратили на сборы ежевики чуть ли не час. Стало ясно, что надо собрать волю в кулак и двигаться дальше. С трудом вытащив друг друга из ежевики, мы договорились, что больше не будем останавливаться. Наш путь лежал к Индюшке.

(оттуда мы шли)

По сути, это была отличная прогулка. Добраться до Индюшки и зайти на неё не составило особого труда. И на вершине нам напомнили о прошедших здесь войнах — прямо к скале прибита табличка "Павшим от трофейщиков", на которой лежат ржавые гильзы.

И тут нам пригодился бинокль. Мы разглядывали Индюк с несколько непривычного для нас ракурса. И надо сказать, выглядит он очень живописно. Левая грань Индюка (если смотреть с Индюшки, конечно), вызывала у всех нас только одно непреодолимое желание — залезть туда.

(если приглядеться, можно увидеть на вершине людей)

На вершине Индюка, тем временем, фотографировалась целая группа людей. Заметили ли они нас — неизвестно, но мы им махали.

Обратно мы шли по другой тропинке, которая, в итоге, вывела нас к нашему лагерю с другой стороны. Таким образом, мы сделали большой круг, против часовой стрелки. Ходили мы довольно долго. День отдыха, как обычно, получился как день лазанья.

Дырявое небо

Погода особенно не баловала. Поливали дожди. При таком раскладе и лазать невозможно, и костёр не разгорается, а соответственно, сидение в лагере получается совершенно бесцельным. Иногда дождь шёл уже во второй половине дня, иногда утром. В один из дней мы пережидали его часов до двух. Потом дождь закончился, и мы пошли искать нависающие сектора.

Запоминающимся оказалось собирание оттяжек под дождём на 5с. Вышли утром, лазали полдня.

Андрей попросился слазить 5с на заминку, я согласился его постраховать. Трасса положительная. Начало её, по словам Андрея — «Да у нас подходы сложнее!». При этом она постепенно становится всё более крутой, но продолжает быть при этом гладкой. В конце она уже практически отвесная, и всё также без зацепок. Андрей без проблем долез до предпоследней оттяжки, и завис. Как добраться до станции — неясно. Я выдал ему верёвки метра два — он пытался облезть последний участок справа. Вщёлкнуться оттуда не получилось. Край камня — выше станции на целых метра полтора, если не больше. Пройти с ИТО не выходит — слишком далеко. Другими словами, ни снизу не дойти, ни облезть.

В этот момент нас застал дождь. Благо, не сильный. Андрей спустился, я спешно полез снимать оттяжки — трудно найти прелесть в мокрых положительных трассах на трение. Я искренне полагал, что 5c у меня не вызовет никаких проблем. Я долез до предпоследней оттяжки... и завис. Ни единого активника — ни под ноги, ни под руки. Два станционных шлямбура, и соединяющая их цепь вбиты в практически голое зеркало и рядом со станцией зацепок нет совсем. В конце концов, я нашёл узенькую пассивную полосочку под правую руку. Это не полочка, а именно наклонная узенькая полосочка, очень—очень пассивная, и всего несколько сантиметров в длину. Едва видна. Я замагнезил её хорошенько, протёр уже влажные подошвы скальников рукой, предупредил Андрея: «Выдай, когда скажу». Движение сделали-таки, с мокрых камней, схватившись за цепь на станции. Получилось оно, надо сказать, динамичное и больше напоминало мне 6с, нежели 5с...

А Ваня с Димой, тем временем, лазали 6б по соседству, которая была в трещине, куда дождь почти не заливал.

В конце концов, дождь усилился, и мы спрятавшись под наклонной стеной стали повторять навыки сбора станций друг у друга на пальцах. Идти обратно сейчас, означало вымокнуть насквозь.

Вершина

Мы решили сходить мультипитч. Долго считали снаряжение, потому что при сборах мы совершенно не планировали ходить мультипитчи. Решали в какой же день, ведь погода постоянно устраивала сюрпризы. В конце концов, этот день настал.

Чтобы идти следом, одним за другими, и всем вместе оказаться на вершине, требовалось больше снаряжения (про то, как оборудованы станции не было известно). А поскольку мультипитч очень короткий, решили что пойдём по парам, по очереди. Одна пара полностью пройдёт мультипитч, другая в это время будет лазить. Потом поменяемся. Разбились так — я с Ваней, Андей с Димой.

Первыми пошли я, и Ваня. Мультипитч простой — три верёвки легкого лазанья. Как оказалось, две станции из трёх уже оборудованы, можно страховать через них. Своя станция потребуется только наверху. Одна из точек — кажется, анкер, вторая — крюк. Залезли очень быстро. При этом с вершины открывается потрясающий вид. И, кстати, там отличная слышимость — мы отчётливо различали голоса товарищей, лазающих внизу на секторе Телевизор.

Одна из первых вещей, которую мы заметили — это огромная туча, и ливень, льющийся совсем недалеко от нас.

Какие-то люди забрались на Корону (на самую вершину) без страховки.

Сфотографировав всё что можно мы поспешили вниз. Для ускорения процесса дюлюфернули налево вниз, на «площадку».

Спускались мы по тропе. Но, собственно, первая часть спуска — это даже не тропа. Это широкая наклонная поверхность, сплошь из гладких камней, без явно выраженных ступенек. Спускаться по ней и не подскользнуться сложно даже в сухую погоду. Во время дождя здесь наверняка течёт поток воды. Наши товарищи, уже ждавшие под началом мультипитча, нас подначивали — что, мол, вы там ковыряетесь, что любая бабуля уже давно бы всё пролезла. На что мы крикнули, что мы всё пролезли, и как раз в данный момент спускаемся.

Мы встретились внизу, отдали им часть снаряжения, и немного подождали с тем, чтобы посмотреть, как они идут первую верёвку — прежде из нашей команды прежде ходил мультипитчи только я. Андрей прошёл первую верёвку, за ним пошёл Дима. Я стоял так, что мне не было видно линии маршрута. И когда Дима уже почти пролез первую верёвку, я услышал голос Андрея:

— Оттяжку забери.

Я заглянул за скалу, и сказал:

— Все собери.

Он по привычке оставил оттяжки, когда их надо было собирать. Конечно, мы посмеялись. На ЧП не тянет. Дима спустился и снова залез, собирая их.

Aferwork

Уже отдохнувшие, и привыкшие к скалам, мы захотели попробовать 7а.

Сказано — сделано. Выбрали, полезли. Болдеринг первые 3 оттяжки. Вначале большая пассивная дырка, затем болдеринг по мизерам влево — есть пара маленьких долблёнок, неглубоких, под два пальца. Левая нога в трение, правая — далеко в стороне, на стартовой дырке. Дальше — ещё более сложный выход на положительный наклон — бросаем ноги с дырки, ставим на мизера, и делаем накат, в котором надо очень сильно сжаться. Сразу после наката есть мизер, а за ним идёт длинный тяжёлый крест в наклонную трещину.

Мой первый подход закончился на второй оттяжке. Хватило сил развесить их с мизеров, дальше возникли трудности. Повисел, отдохнул. Дальше залез, так как большая часть трассы — не слишком сложная. Нужно было сделать ещё подход. И во второй подход я начал изобретать невесть что. При внимательном рассмотрении обнаружились на втором движении мизера под ноги. Пытаясь облегчить маршрут делаю движение с них — сильно откидывает в сторону, срываюсь. Ноги болтаются бесконтрольно. Спускаюсь, начинаю снова. И снова ставлю ноги на мизера. Почти делаю ключевое движение... и срываюсь ещё более неконтролируемо, в результате чего ударяю страхующего (Ваню) пяткой в голову. Без травм, все смеются. «Прости», — говорю, — «я случайно». «Да уж надеюсь», — отвечает он улыбаясь. Ваня, спасибо, что не разжал руки.

Спускаюсь, беру перерыв. Все пробуем трассу по очереди, но пока не получается сделать ключ на второй оттяжке. И вот снова моя очередь. Лезу первым вариантом, как лез с развеской. Удерживаю все мизера, делаю накат, и сразу крест. Без срывов. Вылезаю на положительную полку. Силы на попытки потрачены, а впереди ещё метров 20 вертикали. Я стараюсь лезть быстро, чтобы экономить силы, и отдыхаю на самых удобных местах. Остаётся небольшой выход вбок в верхней части трассы, и я понимаю, что у меня получилось — дальше идет совсем несложный долаз.

В обратный путь, или снова на скалы

В последний день пребывания, уже после ужина, мы затеяли процедуру сожжения мусора, причём не только своего. Несколько опечаливало количество мусора, оставленного другими людьми. На Родниковой Поляне, прямо рядом с нашими палатками, мы нашли огромный кусок полиэтилена, целую кучу консервных банок, даже ржавый металлический чайник, литра на три, и много чего ещё. Конечно, вынести всё мы были не в состоянии, но кое с чем справились. Полиэтилен сгорел, на евро дровах, банки плющили, для компактности, камнями, и укладывали в пакет. Сплющили, не без усилий, даже чайник.

Утро в день отъезда было единственным моментом, когда нам пригодился газовый баллон — костёр долго разжигать. К тому же, с провизией мы угадали. Всего хватило, и ко дню отъезда остался минимум. Мы позавтракали, собрали вещи и отправились.

Обратная дорога заняла вдвое меньше времени — всего лишь час, если не меньше. Налегке и под горку, мы, буквально, пробежали весь путь до моста. Нас должна была забрать машина. Мы пришли раньше намеченного времени, а потому просто отдыхали, и любовались видами.

Уезжали на ПАЗике. Сев в него, я хлопнул дверью изо всей силы, водитель поддал газу, а потом сказал мне, не останавливая машину:

— Ты её не закрыл.

Я на ходу открыл дверь и хлопнул ею, держась за неё двумя руками. Успешно. С «Хёндай» не сравнить.

Можно сказать, что к этому выезду я готовился. Не то что бы подготовка была целенаправленной. Просто получилось, что я довольно часто посещал скалодромы, и это возымело своё действие. За этот выезд нам покорилась трасса 7а, которую не испортили даже пара долблёнок на старте, и несколько трасс 6с. Многие рекомендовали мультипитч «Женское понимание» ввиду его особой техничности, но мы не попробовали его из-за нехватки времени.

Всё же, это была только первая часть нашего пребывания на скалах, и мы разлазились. Отсюда мы уезжали в Гуамку, где меня ещё ждали четыре 7а, одну из которых я прошёл onsight, и первая 7b. Разминочная неделя удалась. И была она просто замечательной.